Правильный пацан
Это такая единственно возможная форма бытия.
Пацан — отнюдь не Гамлет: вопроса Быть или не быть? для него не существует. Он просто есть, помимо вашей воли, как торчащий из дверного косяка ржавый гвоздь, о который вы из года в год рвете очередную пару штанов, а выдернуть его не доходят руки. Гвоздь в какой-то степени определяет и ваше бытие: если б не он, вы бы, возможно, и не задумывались о покупке новых брюк. Так же и гопник: являясь неродственной вам сущностью, он добавляет лишнее условие в мировоззренческую картину вашего мира. А если вы живете в гетто, это условие становится для вас основополагающим.
Пацан — это точка, в которой преломляется ваше представление о мире и себе.
Пацан — он также и не Чернышевский: Что делать? — это не про него. Рефлексировать он не умеет, да и никакой он не особенный человек, а самый обыкновенный уличный пес. Без лишней помпы он просто бьет в торец — резко и лапидарно. При условии, конечно, что торец принадлежит более слабому индивиду.
Впрочем, объект агрессии может и превосходить пацана по физическим показателям. Однако, не имея существенного опыта общения с пацаном, бедняга, пусть на три головы выше и вдвое шире в плечах, попадает в искусно сооруженный гопником словесный капкан и оказывается притянутым за базар. Неслучайно простака на языке гопников сравнивают с крупным копытным: лось, олень, конь. Это тот самый случай, когда телесная мощь меркнет перед тонким искусством риторики. Ведь грамотно залечить тему, доказать лоху, что он не прав, внушить чувство вины и задавить базаром — искусство, постигаемое на районе с младых ногтей.
Пацан — он скорее такой Герцен районного масштаба. С той лишь разницей, что на вопрос Кто виноват? (или, в переводе на пацанский, Кто не прав?) у него всегда имеется четкий ответ.
Неправым, по версии пацана, всегда признается собеседник.
Не прав? Значит, встрял ты, пацанчик. А там, где встрял, гляди востро, в той позиции и лохом недолго оказаться.
Собственно, пацана заботит и ведет по жизни одна единственная дилемма: ПАЦАН ИЛИ ЛОХ?. Это главенствующий тезис, руководящий исследовательским инстинктом уличного хулигана. Это, если хотите, жизненная программа в самом ее лаконичном виде.
Если верить культурной традиции, в каждом из нас борются два начала: высшее и низшее. Одно стремится жить по понятиям, другое вечно тому препятствует и понятий не соблюдает. Поэтому гопник всегда и везде первым делом стремится разглядеть в незнакомце его главенствующую ипостась. Очутившись с гопником лицом к лицу на узкой тропинке, не стоит удивляться внезапному вопросу:
— Ты к чему стремишься?
Лох — это форма абсолютного небытия. Существо низшего ранга. Антиматерия пацанского мира.
Определить лоха легко. Такой всегда ведет себя соответствующе: начинает паниковать, жаться, брыкаться. К пацану же на кривой кобыле не подъедешь.
Нередко пацан предоставляет испытуемому право самостоятельно выбрать свою жизненную позицию:
— Слышь, ну ты в натуре определись: пацан ты или лох.
Для подобных ситуаций существует ряд довольно близких по смыслу интеррогативов: Ты кто?, Кто ты по жизни?, Кого знаешь?, Кто тебя учил?, Ты какой масти? и, наконец, хрестоматийный Ты с какого района?
Если жертва держит базар нечетко, пацан получает карты в руки и наседает:
— Ты, да ты сам себя под лоха подписал.
Затем следует стандартная процедура отъема средств и/или определения размера регулярных взносов на карман пацану.
На языке блатного мира, для коего гопник столь же близок, сколь и далек, слово пацан обозначает вора или человека, живущего по воровским законам — понятиям. Как мы уже знаем, понятия для обычного гопника — вещь достаточно условная.
Примечательно, что слово пацан или поц происходит из идиша, на котором оно когда-то означало (а может, и означает до сих пор) половой член. В понятии пацан, таким образом, заложена особая физиологическая миссия: это сильное, активное, дерзкое начало. В отличие от того же лоха — слабого и безвольного.
Так и старая пацанская поговорка обретает новый смысл:
НА СЛОВАХ ТЫ ЛЕВ ТОЛСТОЙ, А НА ДЕЛЕ — ХУЙ ПРОСТОЙ!
Антон Труба, www.gopniki.net