Хочешь получить газету «Здравый пацан»,
прими участие в
Суперакции

National Panasonic RQ-547D 2


Deprecated: Methods with the same name as their class will not be constructors in a future version of PHP; Smarty has a deprecated constructor in /home/goporez/goporez.ru/docs/includes/smarty/libs/Smarty.class.php on line 64

Масть


Масть — это общественнообразующий принцип, укорененный в понятиях.

В пацанском мире кастовость является основой социального баланса. Поэтому и по сию пору в районах, удаленных от центра ровно настолько, насколько велико бесстрашие идущего, можно услышать в свой адрес:

— Ты какой масти?

Это такой побудительный интеррогатив, взывающий к социальному самоопределению собеседника.
В самом широком смысле, масть — это каста. В пацанском обществе, суровом и жестоком, социальная принадлежность является определяющим фактором существования индивида. Социальный контраст — базовый принцип, заложенный в основание пацанской картины мира. Социум, согласно этому принципу, построен из разрозненных групп, различия между коими настолько велики, что практически исключают всякую ассимиляцию.
Ранжирование по мастям повелось известно откуда — с зоны. В воровской жизни, равно как и жаргоне, понятие масти занимает одну из ключевых позиций. Так именуют и криминальное сообщество — братву (также цветная масть), и общность воров одного профиля, и саму воровскую специальность. Масть — это также универсальный термин для обозначения воровской судьбы, удачи, фатуума, фарта — вспомните давно вошедший в гражданский обиход глагол подмастить. Держать масть — значит верховодить в воровском сообществе, следить за поддержанием порядка и исполнением пацанских законов, судить по справедливости.

Высшая масть в преступном мире — черная. К ней принадлежат авторитеты. Не случайно эмблемами высшего эшелона воровской власти служат трефовый или пиковый туз или черный же кот — символы, которые нередко накалывают себе воры в законе.

На крытой авторитеты или правильные пацаны стараются выражать свою принадлежность к высшей касте и средствами гардероба, всеми правдами и неправдами перекрашивая стандартную синюю арестантскую робу в черный цвет.

Ступенью ниже черной масти располагается масть синяя — мужики. Это трудяги. В отличие от правильных пацанов они гнут спину на производстве и носят обычную синюю робу.

В самом низу преступной иерархии находятся чушки. Часто это люди слабохарактерные и безвольные, или же чересчур интеллигентные и неспособные постоять за себя. Они носят серые обноски, поэтому их еще называют серой мастью.

Чушки — это нижняя ступень, но есть еще петухи, иначе — опущенные, обиженные или пидоры. Петухи — это, что называется, ниже некуда. Формально они не имеют отношения ни к мастям, ни к воровскому сообществу, существуя как бы вовне и являя собой совершенно особую касту — неприкасаемых. С ними нельзя здороваться, к их вещам строго воспрещается прикасаться, и нарушение этого нехитрого правила даже маститому вору грозит разжалованием в петухи, место которых возле параши.

Некоторые классификаторы выделяют в отдельную масть так называемых козлов. Козлы или красные — это заключенные, активно сотрудничающие с администрацией колонии и докладывающие обо всех и вся гражданину начальнику или куму. Иными словами, ссучившиеся. Козлы выделились в самостоятельную прослойку в 60-70-х годах прошлого века, ранее же козлами величали тех же петухов. Иерархически красные занимают место между синими и серыми, однако существуют тюрьмы, власть в которых полностью сосредоточена в руках козлов. В нормальных же обществах (где масть держат правильные пацаны) слово козел является табу, его запрещено произносить вслух.

А еще есть шерстяные — обыкновенные шестерки, выдающие себя за авторитетов безо всяких на то оснований. Они тоже не в особом почете у честной братвы и способны сбить с толку лишь простака.

Но тюрьма тюрьмой, а улица — улицей.

Какие, казалось могут быть красные, серые и синие в нормальном гражданском обществе? Тем более странно и нелепо вопрос Ты какой масти?
звучит в ваш адрес из уст абитуриента ПТУ, едва достигшего половой зрелости.

А все дело в ней, в легенде.

Она есть у каждого уважающего себя пацана. Потому как одного самоуважения мало, и всеобщий респект надобно заслужить. Чем же его заслужить, как не красивой историей? Тем паче, если ростом мал и в плечах не широк. История эта красива и несбыточна, как мечта идиота, в этом ее трагизм и романтика.

Суть легенды приблизительно такова. Когда-то, на заре сопливой юности, пацан загремел по хулиганке. Молод был, с кем не бывает. Угодив в камеру, наш герой, конечно, повел себя исключительно правильно и не позволил всяким там шерстяным над собой надругаться. В общем, попал пацанчик прямиком под крыло к самому Пахану и за короткий срок научился у него уму-разуму и опыту житейского перенял на полжизни вперед. А посему, когда он, пройдя через горнило малолетки, стоит перед тобой и спрашивает, к какой масти ты себя причисляешь, твое незнание тебя не оправдывает. И жалкое твое блеяние — суть неуважение к громадному жизненному опыту, авторитету и заслугам четкого пацана.

Это потом вы сообразите, что нигде бедолага не сидел (в лучшем случае в обезьяннике за пьянку), а сейчас ему важно не дать вам опомниться и внушить вам такой комплекс вины, коего хватит и на сигареты, и на шмаль, и на пивдос, и, если повезет, на пацанский общак. Поэтому и обращен к вам этот нелепый вопрос, наставлен на вас прямо как дуло пистолета:

— Слышь, брателло, ты какой масти?

Сложно сказать, как правильно следует на него отвечать. Ведь вопрос этот, будучи заданным на улице с бухты-барахты, не несет в себе ничего кроме оскорбления. Поэтому реально сильный и дерзкий соперник (в качестве мягкого варианта отпора) скажет:

— Ты с кого ваще спрашиваешь? Ты в натуре рамсы попутал, конь! (Более жестким вариантом отпора будет незамедлительный хук в пятак).

В подобных ситуациях важно действовать быстро и без оглядки. Ведь каждое вымолвленное слово может дать противнику фору и в итоге сыграть против вас. Не пытайтесь быть остроумными, у пацана чувство юмора атрофировано.

— Ты какой масти?
— Погоди, щас отмоюсь — скажу.
— Опа, да ты чо, чушок, что ли? Ну ты, в натуре, снимай тапки.
Но это все детский сад. Потому и вопросы про масть — прерогатива старшеклассников уездных школ.

Для настоящего жигана, у которого за плечами реальный опыт и годы проведенные в застенках, а в кармане — колода крапленых карт, обуть вас не составит труда. Он не станет интересоваться насчет вашей масти.

Для него существует одна масть — лох.
И согласиться или не согласиться с этим — ваш выбор.

 

Антон Труба, www.gopniki.net