Перекидные «четки-болтухи», они же «змейки»
Они отличны как по форме, так и по манере вращения от уже известных нам бусинных четок, которые крутят вокруг пальца и часто заменяют цепочкой или связкой ключей. «Змейка» имеет ленточную форму, и обращение с такими четками требует определенного навыка.
Ленточные четки называют еще армянскими — в силу широкой популярности в среде выходцев из Закавказья, в особенности — армян, грузин и азербайджанцев или, на арестантский манер — болтухами.
Секреты изготовления арестантских четок
В промышленности «болтухи» изготавливаются из дерева, металла, камня или пластмассы, но в пацанской среде самыми ценными и желанными для обладания считаются экземпляры ручной работы, импортированные «с северов». Зоновские четки — это атрибут Силы, в них — вся маза братвы, они символизируют ровность по жизни и верность понятиям и придают пацану нереальной уверенности и авторитета, в особенности если пацан умеет с ними обращаться.
Самый ходовой материал для изготовления тюремных четок — хлеб, причем чем грубее сорт — тем лучше. Хлебный мякиш долго и тщательно — до пяти часов — переминается в ладонях с добавлением слюны и сахара — чтобы изделие не трескалось — и масса приобретает гуттаперчивость, свойственную пластилину. Добавляют краситель — зеленку, акварель, чернила или сигаретный пепел, лепят пластинки и нанизывают на нить. После четырех дней сушки естественным способом (в сухом месте, но не на солнце или батарее) четки становятся твердыми, как камень.
«Болтухи» из хлеба могут служить много лет, практически не изнашиваясь.
Нередко «змейки» производятся из других подручных средств. Например, переплавленных и скатанных в колбаски стержней из-под шариковых ручек; переплавленных же одноразовых пластмассовых зажигалок или оргстекла. Такие четки смотрятся, конечно, менее эффектно, чем экологически чистый хлебный хэнд-мейд, но также являются весьма ходовым товаром в околокриминальных кругах и ценным атрибутом в арсенале пацана.
Существует несколько мнений насчет правильного количества пластинок в «змейке». Обычно это число равно девяти, десяти или тринадцати. Тринадцать — это чертова дюжина, а чертей (или чертов), как известно, нужно гасить, поэтому многие адепты сходятся в том, что пластинок должно быть непременно тринадцать.
Но сколь бы искусно четки не были сработаны, по-настоящему засверкать они способны лишь в умелых и опытных руках. Искусство вращения перекидных четок оттачивается годами, и мастерство в этом деле часто неопровержимо свидетельствует о четкости и ровности пацана, его хладнокровии и собранности, авторитетности и уверенности в себе.
Уронить четки — значит окарать, повести себя «как лох». В суеверном пацанском мире такое обстоятельство может также трактоваться как потеря удачи, «фарта». Чтобы всем ровным пацанам фартило, иногда на районе даже мусорные баки расставляют змейкой.
Как крутить четки-болтухи
Перечислим самые известные способы вращения «болтух».
Первый способ крайне прост: любой может освоить его всего за полчаса. Четки зажимаются между указательным и средним пальцами примерно посередине, затем нижний их конец перебрасывается наверх и прихватывается большим и указательным, и оба конца с характерным клацаньем соприкасаются. Хвост, находившийся до того наверху, уходит вниз. Со следующим махом концы вновь меняются местами — и так далее, по кругу. Движение, таким образом, совершается в одну сторону, и сопровождается мерным ритмичным клацаньем, напоминающим тиканье настенных часов:
— Клац… Клац… Клац...
Второй способ сложнее, но вполне реально обучиться ему за несколько часов. Исходная позиция та же, только четки совершают возвратно-поступательное движение. Осью вращения при этом становится не указательный, а средний палец. Сначала свободный нижний конец перебрасывается от указательного к большому, встречается там с верхним (Клац!) и уходит вниз — в промежуток между средним и безымянным (Клац!). Затем верхний конец, зажатый между средним и указательным, высвобождается и устремляется вниз, где снова встречается с противоположным концом «змейки» (Клац!), а другой конец вновь перемещается наверх (Клац!).
За один круг «туда-обратно» мы слышим четыре щелчка. Это чем-то напоминает стук колес пассажирского поезда:
—Клац-Клац… Клац-Клац...
Третий способ крайне сложен и требует месяцы и даже годы для освоения. Это высшая техника мастерства. «Змейка» последовательно оборачивается вокруг указательного, среднего и безымянного пальца так быстро, что траектория движения костяшек образует одну сплошную размытую линию, подобно лопастям пропеллера. Клацанье же раздается с интенсивностью пулеметной очереди. Предплечье при этом остается практически неподвижным: всю работу выполняют пальцы.
В более изящном варианте исполнения концевые костяшки за полный круг встречаются всего один раз — наверху, когда четки огибают указательный палец. Такой способ демонстрирует неколебимое совершенство, полную собранность и свойственен учителям и посвященным.
Мы слышим легкий и деликатный, словно плеск воды о предрассветные скалы, звук незамутненной чистоты:
— Клацццц!
Антон Трубайчук, www.gopniki.net